Как научить детей признавать свои ошибки

Дети и ошибкиМногие дети не любят просить прощения за свои ошибки. Казалось бы нет ничего проще чем просто произнести такие простые слова: «извини меня» или «прости, я был неправ». А вместо этого мы получаем в ответ молчание или, что ещё хуже — враждебность.

Традиционно сложившееся мнение, что это следствие дурного воспитания, а не психологическая проблема, ошибочно. В то же время способность ребёнка просить прощения за свои поступки может оказаться просто формальностью неимеющеей ничего общего с раскаянием.

В действительности способность признавать свои ошибки у ребёнка складывается в ранем детстве. Определяющим фактором служит то, как относятся к ошибкам сами взрослые. Если они относятся к ошибкам как к чему-то недопустимому или постыдному, то у ребёнка могут выработаться болезненные чувства стыда и вины.

При таком видении ситуации любой промах ребёнка вызывает в нём вопросы: «Что мне теперь делать!» или «Как же со мной поступят после этого!?», вместо поиска выхода из сложившихся обстоятельств.

У малышей есть такой рефлекс, если они что-то пролили, то стараются это убрать самостоятельно, но взрослые как правило замечают это и делают всю работу за малыша. Убирая за ребёнком нередко из уст родителей сыплются упрёки в его адрес и ему не остаётся ничего иного, как испытывая чуства вины и собственной беспомощьности наблюдать как взрослые исправляют его ошибку. Подобными действиями мы сами взращиваем в ребёнке не эффективные модели поведения.

Ту же модель поведения при совершении ошибки ребёнок применяет впоследствии, став старше. Проблема взрослых заключается в том, что они не учитывают тот факт, что ребёнок ещё всего лишь учится, а они уже лишили его права совершать ошибки и учиться на них.

Молоко должно быть вытерто, а санкция возможна только одна — человек остается без молока.

Автор: Жан-Жак Руссо

Гуманистическая педагогика имеет иной подход. Последствия ошибки, а не наказание должно воспитывать в ребёнке способность признания своих ошибок. Наказание оказывает разрушающее действие на личность ребёнка. А возможность испытать последствия своего поступка с последующим осмыслением поможет сделать собственные выводы и получить личный опыт по устранению последствий. Рассмотрим этот процесс подробнее:

1 Ребёнок признаёт факт того, что он совершил ошибку и понимает, что ему необходимо предпринять шаги по устранению последствий.

2 Ребёнок приходит к пониманию того, как ему поступить, чтобы как-то исправить сложившуюся ситуацию.

3 Ребёнок приступает к устранению физических последствий своего поступка или посит прощения в случае если кого-то обидел.

Рассмотрим различия между последствием и наказанием.

1 Естественное последствие всегда логически соответствует совершённой ошибке. Если ребёнок кому-то нагрубил — не стоит его лишать просмотра любимого фильма, достаточно получить извинения.

2 Последствие всегда доложно быть соразмерным по отношению к поступку, иначе оно незаметно превратится в наказание. Если ребёнок разбросал игрушки в комнате не следует его заставлять убирать всю квартиру.

3 Последствия должны иметь созидательный характер. Они не должны касаться личности ребёнка. Последствия всегда безоценочны, не содержат эмоций и относятся только к поступку. Ребёнок не должен испытывать чуства стыда и вины, ему достаточно просто исправить свою ошибку.

Помните, что признание собственных ошибок требует немалого мужества независимо от того кто их совершил, ребёнок или взрослый. Советуйтесь со своим ребёнком по поводу устранения последствий, спрашивайте, что он думает предпринять для того чтобы исправить ситуацию. Не забывайте его поддерживать и искренне выражайте свои чувства и похвалы, без какой либо фальши.

Знайте, что у вас всегда есть шанс повлиять на своего ребёнка личным примером и своим отношением к происходящему. Если прочитав эту статью у вас появилось желание узнать больше о секретах восптания детей, я с радостью приглашаю вас на тренинг для родителей и педагогов.