Детки и предки

Пожилая женщина наблюдала, как ее внук неправильно ест суп, хватает нож не за тот конец, ест второе руками, наливает чай в блюдце и дует на него.
— Неужели наблюдение за матерью и отцом за обеденным столом тебя ничему не научило? — спросила она.
— Научило, — сказал мальчик, жуя с открытым ртом и чавкая. — Никогда не жениться.

Автор: Ошо «О детях»

Влияние семьи

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семейные ценности, такие как: обычаи, правила, запреты, привычки, взгляды, выступают как регуляторы поведения членов семьи, от которых трудно отказаться.

Но, cемья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Если ребенок видит, что члены семьи все время ссорятся и жадничают, это может сделать его агрессивным и жадным и т.д.

Если ребенок видит в обращении родителей друг с другом любовь, великодушие и уважение, то у него тоже воспитывается великодушие, и он говорит себе: «Я вижу, как надо жить: надо быть великодушным, любить и уважать людей».

Если у ребенка нет родителей, или есть только один из них, он оказывается в невыгодном положении. Ребенок, воспитанный в присутствии отца, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без него. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодный старт. Таким образом, многие вопросы, связанные с воспитанием детей, развитием личности, благополучием взрослых и детей, могут быть решены только с опорой на семью.
Итак, семья — это основа, фундамент, как стартовая площадка для ракеты. Если она надежна и содержится в порядке, можно достичь в жизни многого.

Самореализующиеся пророчества

Родительские установки, передающиеся из поколения в поколение, во многом определяют «жизненный сценарий» ребенка и его судьбу. Хорошо, если родительское программирование положительно: «Ты у меня самый лучший!». Но, чаще дети слышат от своих родителей негативный отклик: «Неряха!», «Бестолочь!», «Неудачник!», «Из тебя ничего путного не выйдет!», «Сдохнешь под забором как твой отец» и т.д. Точно такие же выводы ребенок может сделать и из невербальных посланий: нахмуренные брови, плотно поджатые губы, сжатые кулаки, игнорирование и т.д.

Вырастая, ребенок и хотел бы измениться, и рад бы поверить во что-то хорошее, но ставшие уже собственными, старые убеждения, не дают этого сделать.

Вот несколько самых распространенных установок, которые влияют и формируют жизненный сценарий ребенка: «Мир опасен и жесток», «жизнь несправедлива», «человек человеку — волк», «все мужчины — сволочи», а «все женщины — легкого поведения», «ни кому нельзя доверять» и т.д. Постоянными спутниками таких перенятых убеждений становится грызущее беспокойство, различные страхи и фобии , хронические болезни, которые могут проявляться с самого раннего детства.

Итак, усвоенные жизненные программы в раннем детстве (до 7-8 лет) реализуются всю оставшуюся жизнь и передаются дальше «по-наследству».

Излюбленная эмоция

Примерно до двух лет ребенок занят ознакомлением с собственным телом и у него едва хватает времени и энергии замечать, как его поведение влияет на других, — лишь бы получать то, что ему нужно и когда нужно. Требования очень маленького ребенка достигаются плачем.

Около двух лет ребенок начинает наблюдать за родителями, чтобы узнать как лучше с ними обращаться, чтобы получать желаемое!

Э. Берн в своих психологических трудах пишет, что в возрасте примерно до десяти лет y ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Причем предварительно он как бы «экспериментирует», поочередно испытывая чувства злости, вины, обиды, испуга, недоумеия, радости, торжества и т.д.

На что-то в семье совсем не обращается внимание, что-то с негодованием отвергается, но что-то из этого набора «работает» и приносит свои результаты. Излюбленное чувство становится чем-то вроде условного рефлекса, который также может сохраниться на всю жизнь.

Такой сценарий приводит к тому, что:

  • Ребенок привыкает реагировать на различные ситуации одним и тем же чувством («Злые» — разозлятся, а «оскорбляющиеся» почувствуют себя оскорбленными), что отсекает его от всей гаммы чувств.
  • Возникают трудности в отношениях и во взаимопонимании.
  • Любимая эмоция становится средством манипуляции и контроля родителей.