Психология: составляющие конфликта

Разрешение конфликтаТак что же представляет собой конфликт? Конфликт определяется в психологии, как столкновение противоположно направленных и несовместимых тенденций в сознании одного индивида, взаимоотношениях между отдельными людьми или группой людей, которые имеют отрицательный характер и связаны с негативными переживаниями.

Из вышесказанного следует, что конфликт — это столкновение противоположных мнений, интересов, целей, способов достижения результатов. В зависимости от критериев, которые считаются как основы, конфликт подразделяют в социальной психологии на следующие типы:

Межличностные конфликты
Примером межличностного конфликта может являться отношения руководителя фирмы с заместителем по поводу уровня заработной платы какого-то сотрудника или его должности.
Внутриличностные конфликты
Примером внутриличностного конфликта может служить конфликт между личными взглядами и служебным долгом сотрудника.
Социальные конфликты
Примером социального конфликта может послужить конфликт между организацией и группой сотрудников.

В социальной психологии также существует следующая классификация конфликта:

Горизонтальные конфликты
К этому виду, можно отнести конфликты сотрудников, которые не состоят в подчинении друг у друга.
Вертикальные конфликты
Примером этому типу конфликта соответствует конфликт между руководителем и его подчиненными.
Смешанные конфликты
Данный тип конфликта подразумевает сочетание признаков горизонтальных и вертикальных типов конфликта.

Причины конфликта.

Конфликты могут возникать из-за недопонимания, неправильных предположений, различий в поставленных планах и вариантах оценки результатов определенных действий. Причин возникновения конфликтных ситуаций множество, но их можно глобально сгруппировать в три основных вида, которые вызываются:

  1. Производственным (трудовым) процессом.
  2. Особенностями психологических взаимоотношений (этические и культурные различия, симпатии и антипатии, действия руководителя, плохая коммуникация и т.п.).
  3. Разнообразие личностных психологических характеристик (агрессивность, бестактность, некоммуникабельность, неумение контролировать эмоции и т.п.).

В зависимости от методов разрешения и значимости для организации конфликты делят на деструктивные и конструктивные.

Деструктивные конфликты
Деструктивные конфликты — это конфликты, приводящие к разрушительным, негативным действиям. Эти конфликты снижают эффективность работы организации.
Конструктивные конфликты
Конструктивные конфликты в отличие от деструктивных, наоборот, приводит к более высокому уровню развития организации при его разрешении.

Несмотря на тот факт, что существуют множество видов конфликтов, и они имеют разные причины для возникновения, они протекают практически одинаково. Различают следующие стадии конфликтов:

1 Формирование разносторонних, противоречивых интересов, планов, ценностей и т.д.

2 Осознание участниками конфликтной ситуации (переход потенциального сформированного конфликта в реальный).

3 Действия, вызванные конфликтной ситуацией.

4 Разрешение конфликта.

Любой конфликт имеет определенную четко выраженную структуру. В конфликте присутствуют следующие элементы:

1 Объекты спора (конфликтной ситуации).

2 Мотивация, цели и задачи участников конфликта.

3 Конкуренты, оппоненты (участники конфликта).

Для руководителя организации важнейшим значением является определение наличия элементов вышеперечисленной структуры конфликта, и принять меры для их устранения.

Необходимо помнить, что силовые и жесткие методы устранения данных элементов приведут к нарастанию конфликта и увеличению его участников. Поэтому необходимо стараться более мягкими методами устранить хотя бы часть элементов структуры конфликта.

В разрешении конфликтов и поиске наилучшего решения руководителям организаций я предлагаю использовать уникальный метод, разработанный Гунтхардом Вебером — «Организационные расстановки».