Нужны ли запреты в жизни ребёнка?

Запреты в жизни ребёнкаКаждая мама неизбежно сталкивается с необходимостью введения системы запретов в жизнь растущего малыша. Как правило, подобная необходимость впервые возникает, когда ребенок начинает ходить. В этот период ему открывается новый, недоступный ранее мир предметов, познание которого не всегда безопасно. Заботящаяся о ребенке мама вынуждена ограничивать проявления его активности, пресекая нежелательные действия физически и словесно. Истинное понимание смысла слов, запрещающих то или иное действие, придет к ребенку много позже, а в это время он реагирует на интонацию и мимику взрослого. Поэтому любящему родителю следует вести себя очень терпеливо: не следует пугать ребенка громкими вскриками или резкими действиями. Конечно, если он подвергает себя или другого физической опасности, пытаясь, к примеру, исследовать свойства кухонного ножа, следует немедленно это прекратить. Но в данный период жизни малыша было бы разумнее не запрещать подобные действия, а сделать их невозможными, правильно организовав окружающее его пространство. Так, рекомендуется установить специальные заглушки на розетки, убрать все провода с пола под плинтус, держать колюще-режущие предметы в недоступном месте.

Родителям следует быть готовыми к тому, что впервые сталкиваясь с запретом, ребенок будет реагировать бурно, быть может, даже агрессивно. Это естественно, поскольку ранее исполнялись и даже предвосхищались все его желания. Теперь же ситуация в корне меняется и ребенку очень сложно перестроиться.

Очень распространены две крайние линии родительского поведения в применении запретов. При первой родители максимально ограничивают поведение малыша, вводя в его жизнь многочисленные «нельзя». Мотивация такого поведения различна. Часто это выражение чрезмерной заботы, желание оградить ребенка от подстерегающих опасностей. Иногда родителям просто «удобен» не требующий пристального внимания тихий и спокойный малыш. В итоге обилие неоправданных запретов блокирует реализацию потребности ребенка в познании, освоении окружающего пространства, получении представлений о собственных возможностях. Если в условиях жесткого контроля близкие взрослые используют еще и наказание, то у ребенка возникает сильное чувство вины. Дети, часто испытывающие это чувство, пассивны и в будущем мало способны к продуктивной деятельности.

При второй крайности взрослые опасаются того, что контроль над действиями ребенка помешает развитию его творческой активности и самостоятельности, не вмешиваются в его поведение, фактически ограничиваясь наблюдением. В результате у ребенка не формируется внутренних запретов. Выйдя за пределы семьи, он столкнется с необходимостью все же соблюдать запреты, но будет переживать это много болезненнее, чем мог бы. Кроме того, подобное воспитание накладывает серьезный отпечаток на личность: такой ребенок вырастает крайне эгоцентричным, с несоответствующей реальности картиной мира.

Очевидно, что и первый, и второй вариант родительского поведения вредит психическому развитию ребенка. Какую же тактику следует избрать любящему родителю? Конечно же, запрещать нужно обязательно. Психика ребенка устроена таким образом, что запреты матери со временем перейдут во внутренний план, станут частью личности.

Вводя запреты нужно соблюдать некоторые условия.

1 Каждый запрет должен быть объяснен. Следует учитывать возраст ребенка и избегать сложной аргументации: запрет должен быть предельно понятен. Некоторые слова можно подкрепить наглядно, например, позволить малышу дотронуться до умеренно горячей кастрюли, чтобы он знал, что дотронувшись можно обжечься.

2 Родителю нужно быть последовательным. Если какое-либо действие разрешено сегодня, то оно не должно быть запрещено завтра. Запрет не должен зависеть от настроения взрослого.

3Родители должны согласовать между собой, что в их семье разрешено детям, а что нет. Ребенок ориентируется на реакцию обоих родителей уже в младенчестве, ее несовпадение вызывает озадаченность и тревогу.

Все запреты неравноценны по значимости. Существуют как абсолютные «нельзя», так и более условные. Известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер предлагает эффективную и понятную ребенку систему соотнесения его поведения с одной из четырех цветовых зон, отражающих степень строгости запрета на поступок. В зеленую зону входят те действия ребенка, которые всегда разрешены, например, выбор игры на его усмотрение. Желтая – зона действий, разрешенных на определенных условиях. Например, можно есть сладкое, но только после супа и второго, можно смотреть телевизор, но только после выполнения домашнего задания. К оранжевой зоне относятся действия, допускаемые лишь в исключительных случаях: не спать подольше в новогоднюю ночь, пропустить учебный день, если после длительной командировки вернулся отец. Такие исключения должны быть редкими и оправданными. И последняя зона – красная. В нее входят поведение, запрещенное при любых обстоятельствах. Обычно это запреты на причинение физического и морального вреда себе и другим людям. Например, нельзя грубить старшим, обижать слабых, перебегать дорогу в неположенном месте. Список этих запретов по мере взросления ребенка расширяется.

У каждого человека система запретов индивидуальна. Во многом она перенимается из родительской семьи. Если запрет передается от поколения к поколению, можно говорить о наличии сценарности запрета: все, что не было разрешено мне, запрещается и моим детям. Например, родители не разрешали своей дочери поздно ложиться спать, мотивируя это тем, что утром придется рано вставать и идти в школу, а если она не выспится, это повредит учебе. Повзрослев, окончив школу и институт, найдя хорошую работу, она понимает, что запрет родителей пошел на пользу, после чего применяет это правило уже к своим детям. Запрет можно как позаимствовать из родительской семьи, так и отвергнуть, сформировав противоположное, антисценарное поведение. К примеру родители запрещали дочери-подростку дружить с мальчиками-сверстниками. Став старше она полагает, что это негативно отразилось на ее способности выстраивать отношения с противоположным полом, решив, что уж своей дочери она даст большую свободу. Антисценарий – своего рода воспитательный эксперимент. Как правило, он используется при воспитании первого ребенка. Родитель может добиться успеха, и его ребенок избежит тех проблем, которые имел он сам, либо потерпеть фиаско, спровоцировав возникновение новых затруднений.

Семейные запреты обычно соотнесены с нормами, принятыми в культуре, к которой принадлежит семья. Так, во многих восточных культурах существует абсолютный запрет на неподчинение ребенка воле родителей. Европейская культура в этом смысле дает ему большую свободу. Развитая цивилизация всегда содержит в себе сложные нормативные установки, которые придется усвоить ребенку. Его взросление таким образом отсрочивается. Например, в примитивных племенах ребенок очень рано осваивает трудовую деятельность и становится взрослым. В более развитой культуре на это требуется гораздо больше времени и одной из основных задач родителей в период раннего развития ребенка становится подготовка к вхождению в социальную среду, успешному усвоению социального опыта.